С 11 июня по 20 сентября 2024 года в Городской клинической больнице имени А.К. Ерамишанцева (Москва, ул. Ленская, 15, корпус 4) проходит выставка графики в рамках проекта «Вечные ценности».
Для врачей и пациентов больницы представлены работы Заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева. Данный вернисаж, организованный для медперсонала и пациентов отделения гемодиализа ГКБ им. А.К. Ерамишанцева, продолжает развитие направления «Искусство как форма терапии» – одного из важнейших в программе фундаментальных исследований Российской академии художеств. В экспозицию вошли свыше 50 графических работ, выполненных в разных техниках: продольных гравюр на дереве, торцовые ксилографии, акварели.
Библейская тема – основная линия в творчестве художника. Изначальное эстетическое тяготение к иконописи, вызванное страстной любовью к античности, постепенно сменилось глубоким проникновением в христианскую религию. В 1972 году была создана гравюра на ветхозаветный сюжет «Видения Иакова», которая стала своеобразной точкой отсчета и послужившей воплощению целого ряда произведений, выполненных акварели и живописи. Постепенно интерес мастера к религиозному сюжету соединился с глубоким духовным содержанием.
Иллюстрации для книги «Левит» библейского Пятикнижия стали для М. Верхоланцева еще одной важной ступенью в творчестве. Следуя своему творческому методу, который далеко не всегда предполагает прямое иллюстрирование литературного произведения, художник задействовал силу своего воображения и глубину познания искусства, которые позволяют ему изображать неизобразимое. К творчеству Верхоланцева с полным правом можно отнести слова Эразма Роттердамского, сказанные о Дюрере: «Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос».
Особое место в экспозиции занимают листы книги художника «Добродетели и пороки» (2011–2013), ставшие отражением не только теологических концепций, но и философского осмысления автором человечества с его страстями и поступками. Все произведения выполнены в сложной технике продольной ксилографии, в них доминирует контраст черного и белого, что придает работам особое драматическое прочтение, торжественность и внутреннюю экспрессию.
Пресс-релиз опубликован на основе статьи академика РАХ Е.О. Романовой «Изобразить неизобразимое»