Российская Академия Художеств проводит ретроспективную выставку «Грезы и символы» заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева, посвященную его 85-летию. В экспозиции находится более 60 произведений живописи и графики, многие из которых демонстрируются впервые. Михаил Верхоланцев – уникальная и одаренная личность: живописец, гравёр, дизайнер, эссеист и учёный, певец и музыкант. Исповедуя эстетику позднего Возрождения (cinquecento) и маньеризма (manierismo), он сам кажется «пришельцем позднего творчества страстных и мощных Микеланджело и Тициана». Его обширные знания «выплескиваются» в темах мифологии, литературы, истории, музыки, а сила характера и мироощущение – в страстной и мощной экспрессии образов. Верхоланцев в своих произведениях передает «странное сновидение, загадочное воспоминание о давно ушедших веках», часто обращается к искусству символизма. «Все символисты от Уильяма Морриса до Скрябина и Брюсова свято верили, что наступит Золотой век, что будет государство тотального Искусства, трудящиеся обретут счастье, а Красота станет насущно необходима. Пюви де Шаванн, Поль Верлен, Айседора Дункан, Морис Дени, ФердинадХодлер, Клод Дюбюсси и сонмы русских символистов давно ушли от нас, но их мысли и мечты остались на земле, как райский лес, дающий планете кислород и надежду» – поясняет Михаил Михайлович.
Произведения художника поражают образностью и редким пластическим языком. Он не воспользуется резцом или кистью, если «мотив, давно уже спетый многими, не даст ему счастливый случай вновь погрузиться в чудесный мистический сон». Его решительный острый рисунок доминирующий в гравюрах, сохраняется и в живописи. Михаил Верхоланцев в своих произведениях применяет стилистику плоскостной декоративной живописи. Живописные полотна художника, своего рода расшифровки его миниатюрных гравюр, очень декоративны и напоминают картоны для гобеленов. Его персонажи «обитают» в среде, сотканной из растений, архитектурных пейзажей и бескрайнего неба. Художник также использует тематику, связанную с музыкой и тайным символическим смыслом. Сюжет, литературная фабула – повод для художника создавать произведения в стиле transavanguardia. Следование традициям создает метафизический магнетизм живописных полотен художника. Изощренная пластика и удивительная музыкальность (мандола, мандолина, лютня) – таково впечатление от произведений Михаила Верхоланцева. В столь сложном и редком виде гравюры – ксилографии, мастер создал свой уникальный художественный стиль, сочетающий совершенную технику с экспрессией и композиционной энергией.
На церемонии торжественного открытия выставки «Грезы и символы» побывала делегация общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур», возглавила которую её руководитель Наталия Меситова. С пожеланиями грандиозных успехов, рождения новых идей, реализации планов и создания новых шедевров обратилась к Михаилу Верхоланцеву в своем выступлении на мероприятии Наталия Меситова. Супруге художника, Ольге Верхоланцевой, был передан букет весенних тюльпанов в знак поддержки и дальнейшего творческого союза со счастливой судьбой.
Михаил Михайлович Верхоланцев (25 апреля 1937 года, Москва) – советский и российский художник-трансавангардист. Член Творческого союза художников России (1973), Член Московского союза художников (1983), Заслуженный художник РФ (2007), Член-корреспондент (2012),. Действительный член Академии народного искусства (2013), академик Российской академии художеств (2020). Имеет более 30 Государственных и общественных наград и премий. Родился в Москве в семье художников. В 1961 году окончил отделение художественной обработки дерева и проектирования мебели МВХПУ, однако еще в студенческие годы увлекся гравюрой на дереве и книжной иллюстрацией. В 1960-е годы работал дизайнером в учебно-производственных и научно-исследовательских мастерских МВХПУ. Затем перешел в журнал «РТ», участвовал в создании детского звукового журнала «Колобок», журналов «Спутник кинозрителя», «Семья и школа». Участник выставок с 1963 года. Преподаватель факультета промышленных искусств Московского высшего художественно-промышленного училища (1961–1966). В 1965 издательство «Знание» выпустило первую книгу с иллюстрациями Верхоланцева. В дальнейшем он сотрудничал со многими отечественными издательствами: «Детская литература», «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Наука», «Прогресс», «Радуга» и проч., а также с рядом зарубежных издательских домов. В 2016 на XXVI Всемирном конгрессе Международной Федерации экслибрисных обществ и общенационального общества графики присуждена Гран-при (Вологда). В 2019 году М.М. Верхоланцев удостоен «Ural Print Triennial 2019» (Уфа). В 2020 году награжден Главной, специальной премией «За вклад в мировую гравюру» на Международной триеннале печатной графики в Екатеринбурге.
Произведения художника представлены в собраниях Государственного Эрмитажа, Петродворца, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, , музеев Вологды, Курска, Перми, Ярославля, Калуги, Тулы, Твери, Уфы, Пскова, Тобольска, Ханты-Мансийска, Иркутска, Тюмени. Работы М.М. Верхоланцева находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях Австрии, Англии, Аргентины, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Польши, Португалии, Словении, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Эстонии.
По материалам: http://www.visit-city.com/exhibitions/verkholantsev/