Прославленная оперная дива Любовь Казарновская, которая была участницей первого Шаляпинского фестиваля в Казани в 1982 году, стала гостьей юбилейного 40-го, который открылся вчера на сцене театра им. Джалиля. Праздник оперы начался с премьеры «Тоски». Бушующие итальянские страсти, тройное убийство, роскошь голосов и декораций публика приняла на ура.
— Приветствую всех на юбилейном фестивале, носящем имя великого Федора Ивановича Шаляпина, и счастлива быть вместе с вами на сцене этого чудесного театра, где была удостоена чести спеть партию Татьяны в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», — обратилась к залу мировая прима. — Это было 40 лет назад!
Казарновская вспомнила, как она, будучи студенткой 5-го курса Московской консерватории, только что стала лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки и вдруг получила приглашение от директора Рауфаля Мухаметзянова спеть на фестивале ее любимую Татьяну.
— Моими партнерами в том замечательном спектакле были замечательные певцы, приехал замечательный гастролер – красавец чех Роберт Сыч, с которым впоследствии мы пели в Брно и Братиславе. Он всегда вспоминал с большой любовью казанский театр. За эти годы Шаляпинский фестиваль прошел большую красивую дорогу, — отметила звезда. — Желаю ему и в дальнейшем победоносного шествия. Главное, что фестиваль придерживается своей линии — он продолжает держать традиции большой оперы, не позволяя себе оскорблять первоисточник. Он не позволяет себе пренебрежительного отношения к певцу-артисту, не стремится переделать великие шедевры, когда искажается все, что задумали композитор и либреттист. «Тоска», премьера которой состоялась в 1900 году, — одна из самых востребованных опер на площадках всего мира и единственная, посвященная оперной примадонне. Тоска — римлянка с потрясающим характером, она смелая, честная, отважно идущая на риск, встретившись со страшным человеком — Скарпиа. Как говорили в Большом театре, Скарпиа — это просто портрет Берии! Такой человек пойдет на все ради карьеры и утверждения своего эго. Я пела Тоску много-много раз, одним из моих партнеров был великий тенор Франко Бонизолли, и однажды на премьере в Италии он подарил мне почтовую марку с изображением первой исполнительницы этой партии — румынки Хариклеи Даркле. Она была прекрасна и обладала таким же характером, как Тоска. Хариклее принадлежит идея создания знаменитой арии Vissi d’arte, она сказала Пуччини: «Как может примадонна в итальянской опере обойтись без примадоннской арии? У тебя не будет успеха, если примадонна не одарит публику великой арией!» И Пуччини ее послушал.
Отметим, что в последний раз «Тоску» Джакомо Пуччини на сцене театра им. Джалиля ставили в 1993 году. Да и в афише Шаляпинского этой оперы не было довольно давно. И вот — свершилось! Публике представили обновленный вариант бессмертной трагедии, события которой разворачиваются в Риме начала XIX века, в версии народного артиста России режиссера Юрия Александрова, дирижера Рената Салаватова и художника-постановщика Вячеслава Окунева.
— За 45 лет работы в музыкальном театре я не раз обращался к опере «Тоска». Тема отношений человека и государства остается животрепещущей во все времена, и особенно в наши дни, когда ценности гуманизма подменяются. В исторической постановке зритель узнает то, что происходит сегодня, — отметил режиссер Юрий Александров. — «Тоска» — это шедевр веризма, в ней сконцентрирована правда жизни, здесь искренно каждое движение чувств — и любовь, и гнев, и слезы, и страдания. У жандарма Скарпиа единственное человеческое чувство — страсть к Тоске, недаром композитор написал для него такую проникновенную арию. Моя режиссерская концепция состояла в том, чтобы максимально передать то, что хотел композитор, тем более что Пуччини подробно записывал свои пожелания.
— Я тоже неоднократно обращался в своем творчестве к «Тоске», — рассказал корреспонденту «ВК» художник-постановщик Вячеслав Окунев. — Композитор создал оперу в стиле веризма, следовательно, обстановка предполагает повышенную достоверность в каждой детали. На мой взгляд, декорация должна звучать, как и музыка, давать какое-то свое вдохновение. Все архитектурные строения: церковь Сант-Андреа, замок Сант-Анджело – сделаны детально и подробно, чтобы зрители впечатлились реалистичностью и красотой большого имперского Вечного города, в котором происходит действие.
Спектакль «Тоска» казанской публике показывают два вечера подряд — вчера и сегодня, с двумя роскошными составами солистов: Тоска — Елена Михайленко («Геликон-опера») и Зоя Церерина (театр им. Джалиля), Каварадосси — Ахмед Агади (Мариинский театр) и Федор Атаскевич (Михайловский театр), Скарпиа — Станислав Трифонов (Национальный Большой театр Республики Беларусь) и Эвез Абдулла (Германия).
Всего в афишу юбилейного фестиваля вошли 11 спектаклей: «Пиковая дама» П.Чайковского (4 февраля), «Травиата» (6 февраля) и «Аида» (8 февраля) Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло (11, 12 февраля), «Борис Годунов» М.Мусоргского (15 февраля), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (17 февраля), национальная опера «Сююмбике» (21-22 февраля). А вот традиционного гала-концерта на этот раз не будет. Зато в рамках параллельной программы фестиваля 7 и 13 февраля состоятся два камерных концерта в ГБКЗ им. С. Сайдашева.
— Просто не верится, что так быстро пролетели годы и нашему фестивалю уже 40 лет, — поделился чувствами с корреспондентом «Вечерней Казани» директор ТАГТОиБ им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. — Мы начинали по наитию, хотелось устроить какое-то событие, чтобы пробудить внутренние ресурсы коллектива и встрепенуть город. Время было непростое: зритель просто не шел в театр, максимум 50 человек приходили на спектакли. Мы тогда не осознавали, что в дальнейшем этот «пробный» форум станет точкой отсчета большой музыкальной судьбы. Всплеск интереса со стороны публики начался сразу. Думаю, магическим образом повлияло имя Федора Ивановича, иначе не объяснить. Именно имя Шаляпина привлекло зрителя и участников-солистов. Но я вам так скажу: цифра 40 меркнет перед тем, что на следующий год весь мир будет отмечать 150-летие со дня рождения великого баса. Вот это точно будет огромное событие!
Фото Павла ПЛАТОВА