«Твоих концертов строгие мотивы»…

Памяти  Микаэла Таривердиева

15 августа – дата рождения известнейшего не только в России, но и за рубежом композитора Микаэла Таривердиева. В 2021 году ему исполнилось бы 90 лет.

В память о талантливом композиторе  в этот  день во многих уголках Земли наверняка зазвучит созданная им уникальная музыка, певцы и музыканты исполнят написанные им  мелодии для песен, а публика услышит различные музыкальные композиции, которые не просто хорошо знакомы, а  любимы  многими с раннего детства.

Миллионы жителей нашей планеты слышали и любят произведения  этого замечательного композитора советских времен, но немногие знают, что Микаэл Таривердиев (15 августа 1931 — 25 июля 1996) написал музыку к 132 фильмам, среди которых всем известные  кинокартины  «17 мгновений весны», «С легким паром!», «Адам женится на Еве». Его мелодии и песни, написанные на стихи известных поэтов еще в 60-е, 70-е годы XX столетия и ставшие невероятно популярными, знали наизусть наши бабушки и дедушки. Их пели, собираясь за уютным семейным столом, наши родители. Песни М. Таривердиева не забыты и в XXI веке, их с удовольствием  исполняет  современная молодежь, известные певцы и музыканты. Композиции, песни, инструментальные зарисовки этого уникального композитора живут вне времени и моды.

Под звуки созданных Таривердиевым каких-то особых, волшебно красивых мелодий, каждый начинает вспоминать о чем-то своем, погружается в себя, ностальгирует, грустит, радуется и, конечно же, становится чуточку добрее. Потому что творчество Микаэла Таривердиева несет в себе прежде всего какой-то таинственный, космический код любви и добра… То, чего нам так не хватает в современном мире!

О том, что творчество Таривердиева популярно и в наши дни, подтверждает одно из событий культурной жизни России. В мае 2021 года на площадке Московского Дома книги «Книгомания», что на Новом Арбате,  состоялась премьера музыкального спектакля «Ожидание». То, что было показано на сцене – стало талантливым воплощением переплетения творчества гениев современности: музыка Микаэла Таривердиева и стихи Роберта Рождественского, посвященные женщине, любви и верности, прозвучали в великолепном исполнении талантливых современников. Актеры, оркестр, дирижер, солистка Ксения Муслатова представили зрителям литературно-музыкальное действо в постановке известного режиссера, художественного руководителя театра «Ante» Владимира Аленикова.  Музыка Микаэла Таривердиева и поэма Роберта Рождественского в каком-то невероятном слиянии сотворили чудо: словно хрустальной водой они очистили души многих, кто был в это время в зале… Музыкальный спектакль о её Величестве женщине, любви и верности, о счастье и горечи, о слезах и радости никого не оставил равнодушным.

Побывав на спектакле, я задумалась: как же определяется популярность композитора? Наверное, по тому, сколь часто звучат его произведения в эфирах различных теле- и радиопрограмм и как много лет о нем помнят. А музыкальные произведения Микаэла Таривердиева не только популярны, они еще и с завидным постоянством приходят в каждый дом именно в канун каждого нового года. И кто поспорит с тем, что уникальные мелодии для песен «Мне нравится», «По улице моей который год»,  «Я спросил у ясеня» из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» стали визитной карточкой композитора.

Многим  кажется, что современники  хорошо знакомы с музыкой Таривердиева, потому что смотрели  и с удовольствием при любом удобном случае смотрят фильмы, в которых она звучит. Но на самом деле мало кто знает о творческой биографии композитора.

И наверняка мало кто знает, что первый свой балет, например, Микаэл написал в 13 лет, а его студенческие произведения играли на одном концерте с музыкальными шедеврами  Прокофьева. А за вокальные и инструментальные сочинения Таривердиев получил 18 международных премий!

Судьба предопределила родиться музыканту и композитору в одном из самых «певучих» мест на Земле — в Тифлисе (сегодня — Тбилиси). В музыку он пришел случайно: увидел у соседей рояль и бегал играть на нем. Хозяевам частый гость вскоре надоел, и они убедили Леона Таривердиева купить сыну пианино. Так в семье появился инструмент, а юный музыкант поступил в школу-десятилетку при Тбилисской консерватории. По пути на занятия он часто вслушивался в звуки, которые неслись из городских окон: мелодии радио, фортепианные пьесы, национальные напевы. И вскоре Микаэл не только мастерски заиграл, но и начал сочинять. Но записывать собственные мелодии оказалось непросто.

Своим друзьям Микаэл Таривердиев признавался: «Когда я научился записывать, я понял один закон: первая стадия обучения или умения — ты записываешь музыку, и на поверку она оказывается гораздо беднее и неинтереснее того, что ты воображал и играл. Следующая стадия — ты записываешь придуманную музыку, и она звучит так, как ты себе ее представлял. И уже гораздо позже — ты записываешь сочиненную музыку, и она звучит интереснее, чем ты воображал».

Будучи тринадцатилетним подростком, Микаэл Таривердиев  написал первые балеты — «На берегу» и «Допрос» — на либретто друга-сверстника Георгия Геловани. Спектакли ставил Вахтанг Чабукиани — солист и балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, который в те годы жил в Грузии. «На берегу» и «Допрос» шли на сцене Тбилисского театра каждое воскресенье в течение всего концертного сезона в 1946–1947 годах.

По окончании музыкальной школы и училища Таривердиев поступил учиться в Ереванскую консерваторию. Но в столице Армении Микаэл  пробыл недолго — меньше двух лет. Он чувствовал себя чужим в этом «розовом красивом городе». И решился уехать в Москву. Здесь он подал документы в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Желающих поступить было много. Конкурс был не из простых: семь человек на место. Абитуриентам выделили классы для подготовки к вступительным экзаменам. Программа Таривердиева не была такой грандиозной, как у других претендентов: всего несколько романсов и фортепианные пьесы. Однако исполнял он их виртуозно. Пока Таривердиев репетировал, к нему трижды входил ректор Гнесинки Юрий Муромцев. Но юный музыкант, не узнав знаменитого дирижера, каждый раз выставлял его за дверь. Экзаменационная комиссия оценила программу на «пять с плюсом». «Ты въехал в институт на белом коне», — сказал тогда Таривердиеву  руководитель композиторского класса Арам Хачатурян.

В общежитии, где жил Таривердиев, был один рояль на восемь человек, поэтому занимался композитор на инструменте в классе самого Хачатуряна. Там же стоял и орган, Таривердиев играл и на нем.

Свою первую музыку для кинофильма Микаэл Таривердиев написал на четвертом курсе. Это была композиция для комедии «Спасите утопающего» — курсовой работы студентов ВГИКа Эльдара Шенгелая, Михаила Калика и Эдуарда Абалова. Молодые режиссеры пришли в Гнесинку в поисках композитора. Все отказались — не хотели писать песни бесплатно, а Таривердиев взялся, даже несмотря на грядущие экзамены. Тогда композитор попал в новый мир: увидел, как создают кино. Пленки, проявочные, монтажные, просмотры фрагментов в пустых залах кинотеатров — все было новым для него. Музыку Таривердиев написал быстро. Сыграл ее молодежный оркестр Гнесинки.

В 1958 году Таривердиев дебютировал в настоящем кино. Тогда вышла на экраны киноповесть «Юность наших отцов». Написать музыку композитора попросил Михаил Калик, с которым они выпускали студенческую киноленту.

Таривердиев писал музыку одновременно со съемками, которые проходили в Подмосковье и Сочи. Наброски композитор проигрывал на фортепиано  — его специально приносили в гостиничный номер. Таривердиев присутствовал и на съемочной площадке. Он подсказывал темп, с которым должна двигаться камера, чтобы попадать в такт музыке, и даже в нескольких дублях сам толкал тележку с оператором.

Кинокартина «Юность наших отцов» сблизила Калика и Таривердиева — позже композитор писал музыку для всех фильмов своего друга.

В 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причем приветствовал его уже знаменитый на тот момент Дмитрий Шостакович.

Вскоре произошло и другое приятное событие: звезда советской оперной сцены Зара Долуханова исполнила вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной. Первый концерт прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Музыкальные произведения Таривердиева исполняли вместе с творениями его кумира — композитора Сергея Прокофьева.

Через неделю выступление повторили в Большом зале Московской консерватории. Затем уже со своими  концертами Таривердиев ездил в разные города Советского Союза.

В конце 1950-х Таривердиев увлекся творчеством Маяковского. Его свободная от монотонных ритмов поэзия вдохновляла композитора. «Я очень любил раннего Маяковского. К тому же мне всегда трудно сочинять музыку на стихи, написанные ямбом или хореем, в точной метрической структуре, ровные, закругленные по своему ритму. <…> Когда же писал на стихи Маяковского, было свободно и легко. И безумно интересно», — рассказывал он. Премьера вокального цикла прошла в Большом театре.

После концерта Таривердиеву позвонила Лиля Брик и пригласила в гости. Дом Брик в те годы был центром культурной жизни, здесь бывали Луи Арагон, Эльза Триоле, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, поэты-шестидесятники. Именно у Лили Брик Таривердиев познакомился с Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским, Евгением Евстигнеевым и Булатом Окуджавой. В квартире на Кутузовском проспекте в Москве часто проходили литературные встречи, Таривердиев играл свои произведения на рояле и сам пел.

Вскоре Таривердиев познакомился с Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым и стал писать музыку для спектаклей.

В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах — «Резиденту». Но когда прочел сценарий фильма «17 мгновений весны», согласился. Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.

Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений — «Мгновений» и «Песни о далекой родине».

Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая необычайно трогательную музыку, невольно заплакала.

В 1976 году фильм «17 мгновений весны» был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

А в 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева  «Ирония судьбы, или С легким паром!»  получила Государственную премию СССР.

Таривердиев написал больше сотни песен и романсов, среди них — «Я спросил у ясеня», «По улице моей который год», «На Тихорецкую состав отправится», «Мне нравится», «Гренада». В последние годы композитор писал в основном инструментальные произведения. За все годы он создал четыре балета, пять опер, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Таривердиев стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки.

В 1994 году во время отдыха в Ялте Таривердиев записал последнее сочинение  — «Фортепианное трио». Через два года композитора не стало. В его личном архиве остались записи неоформленных произведений.

В память о композиторе в 1998 году была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

А каждые два года в Калининграде проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Это единственный международный конкурс органистов в России и для органистов, он играет ту же роль, что для пианистов, скрипачей — конкурс имени Чайковского. Это одно из тех культурных начинаний, которое получило известность в профессиональных кругах России и мира.

Микаэл Таривердиев — один из самых известных и любимых композиторов на всем пространстве бывшего Советского Союза  — автор музыки к 132 фильмам, нескольких опер и балетов, большого числа вокальных циклов, инструментальных концертов. Особое место в его творчестве занимает органная музыка. Но как часто бывает в истории — признание и понимание приходит, к сожалению, только  после ухода гения из жизни… Но вот что интересно: любовь и внимание к творчеству Микаэла Таривердиева в наши дни только возрастает!

Наталия Меситова, член Союза журналистов России

(В материале использован фактический материал из различных Internet-ресурсов, открытых для доступа)