Общественная Организация «Русский мир и зарубежье: диалог культур» совместно с городской библиотекой – читальней им. И.С.Тургенева готовит очередную художественную выставку «Литературно-исторический Крым в акварелях Виктора Гунина». В экспозицию войдут картины, созданные по мотивам исторических событий, связанные с именами и судьбами выдающихся государственных деятелей, а также литераторов, архитекторов, музыкантов, артистов – всех, кто способствовал расцвету полуострова на протяжении четырех столетий, создавая на его берегах эталоны культурно-исторического и садово-паркового искусства. В Москве это уже третья выставка художника Виктора Германовича Гунина, чье творчество отличается разнообразием тем.
Расскажем лишь об одной картине из предложенного цикла, которая войдет в экспозицию будущей выставки. Это «Воронцовский дворец – красавец из диабаза». Речь идет о дворце в Алупке, что у подножия горы Ай-Петри на Южном берегу Крыма, построенном Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором графом, а затем князем (с 1845), светлейшим князем (с 1952) Михаилом Семеновичем Воронцовым.
Кто такой М.С.Воронцов? — Известный российский военный и государственный деятель из дворян Воронцовых. Граф, с 1845 г. князь, а с 1852 г. — Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) был генерал-фельдмаршалом, героем войны 1812 года, после чего в 1815-1818 гг. командовал Русским оккупационным корпусом во Франции. В 1844-1856гг. служил наместником на Кавказе. Покровительству и организаторскому таланту М.С.Воронцова во многом обязан великолепный в архитектурном отношении город Одесса. Современник Екатерины Великой, М.И.Кутузова и П.И.Багратиона, А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, звание генерал-фельдмаршала пожаловал М.С.Воронцову император Александр II.
М.С.Воронцов был сыном Семена Романовича Воронцова, посланника Российской империи в Лондоне. Немаловажный факт в жизни его первенца Михаила заключается в том, что крестной матерью ему была сама императрица Екатерина II. Родился Михаил Семенович в Санкт-Петербурге, но детство и юность свои провел в Лондоне, отсюда и желание выразить в архитектуре будущего дворца в Алупке свои привязанности к шотландской и английской культуре. Итак, дворец. Годы его строительства и убранства датируются 1828 – 1848 гг. Мы подчеркнули убранства – неслучайно. Скульптуры шести львов, украшающих террасу южного фасада дворца, хозяева дожидались из Италии несколько лет.
Дворец сочетает в своем архитектурном облике шотландский, как уже отмечалось, английский и старомавританский стили. Изыск экстерьера и интерьеров ансамбля, включающий великолепие Зимнего сада, придают ему легкости и изящества. Недаром творение воронцовского воображения сравнивают с дворцом Альгамбра, словно «сотканным из света и воды». Оба эти архитектурных сооружения корреспондируют друг с другом, имея общий посыл воина, что в одной из сур Корана звучит, как: «Нет победителя, кроме Аллаха». Дворец Альгамбра в испанской Гренаде строил тоже воин, Мухамед I, основатель династии Несридов, и эти слова он изваял из камня и драгоценных минералов во всех элементах своего архитектурного детища. Граф Воронцов пожелал украсить теми же словами фриз арки на южном фасаде своей летней резиденции.
Досконально изучив историю рода Воронцовых и историю создания Алупкинского дворца, Виктор Гунин мастерски передает композиционную гармонию архитектурной мысли счастливого обладателя этого шедевра на фоне богатого горно-лесного ландшафта. Художник, подобно ювелиру, вписал эту жемчужину в оправу горных вершин и щедрой флоры крымского побережья. Небесная лазурь в сочетании с озаренным солнцем горным хребтом в буйстве летнего цветения, переданные мастером акварели, создают настроение радости, восторга, восхищения созданием Творца и человека, отмеченного искрой Божией. Недаром лучшие художники и поэты были вдохновлены аурой Воронцовского имения в Алупке, оставив нам произведения кисти Василия Сурикова, Исаака Левитана, Аристарха Лентулова и других.
Создан этот красавец дворец был английским архитектором Эдвардом Блором из местного камня диабаза, что в переводе с греческого – расщепляющий, пересекающий. Диабаз – это устаревшее название полнокристаллических мелкозернистых вулканических пород, продукт подводных извержений, аналог базальта. Теперь его называют долерит. Твердость его 6-7 единиц, что означает особую прочность, т.е. обрабатывать и резать его можно только алмазом. Состоит в основном из лабрадора и авгита. Характерно, что на территории «английского» парка, разбитого вокруг дворца ландшафтным гением архитектора, садовода и ботаника Карла Кебаха, достаточно много участков с остатками именно этих, вулканического происхождения, окаменелостей. И вот из такого сопротивляющегося материала построен если не воздушный, то во всяком случае достаточно изящный и изысканный красавец дворец Воронцова, запечатленный на акварели Виктора Гунина.
Елена Студнева