Гейнсборо – художник аристократ

В Москве в Пушкинском музее на Волхонке три месяца (с декабря по первое марта) показывали выставку английского живописца и графика Томаса Гейнсборо (1727 – 1788). Из 11 музеев Великобритании, собраний Пушкинского и Эрмитажа в экспозицию вошли всего 100 работ. Среди многочисленных портретов кисти мастера не было знаменитых «Герцогини де Бофор», «Джорджианы, герцогини Девонширской», не было «Мальчика в голубом», но были другие – они удерживали публику накрепко. Харизма – главное, что объединяет галерею образов, созданных Гейнсборо.

Внешнее спокойствие, достоинство, утонченность, как в одежде, так и в манерах. Ярчайший пример — портрет Томаса Хибберта–старшего. Один из большого клана Хиббертов. Плантатор на Ямайке, работорговец, владелец сахарных плантаций. Вернувшись в Англию, Томас Хибберт приобрел поместье Чалфонт Парк и был назначен высоким шерифом Бакингемшира. Эти скромные данные о нем сопровождают портрет, как и каждую картину в данной экспозиции. Интересны психологические образы Самюэля Линли, гобоиста, певца и при этом морского офицера, — благородный дух служения Отечеству совместил в молодом человеке эти высокие качества. В том же ряду – портрет 30-летнего капитана корабля «Экспедиция» британского флота Джона Уитмора Четвинда. Тонкие черты лица выдают достоинство и грацию души при внутренней стойкости и аскетизме. Портрет арфистки известной своей благотворительностью, Луизы Скрайн, написанный по заказу ее мужа. Свою младшую дочь, 25-летнюю Маргарет, Томас Гейнсборо изобразил на портрете в черном платье, но какими оттенками и переливами играет на молодой девушке черный шелк!

Пейзажи – особая страсть художника — поражают воображение. Смотришь на пейзаж, а думаешь о мироздании. Незамысловатые сюжеты – повозка с плодами крестьянского труда на извилистой холмистой дороге средь могучих дубов под высоким небом – навевают мысли о вечном. «Лесной пейзаж с фигурами» — мост, ослы, очертания не то горы, не то

здания – и вновь это больше, чем пейзаж. Или «Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками» — казалось бы, фрагмент крошечной бухты, но на картине — и величественное небо, и парусники, уплывающие вдаль, и разбитые лодки на берегу, какие-то мелкие домашние животные. Зыбкость и вечность, суета и покой.

Родоначальник английской живописи, Томас Гейнсборо был девятым ребенком в семье торговца сукном. В 12 лет уговорил родителей отпустить его из родного городка Садбери в Лондон учиться рисованию. В зрелые годы радушно помогал ученикам осваивать премудрости живописи. В 1768 году был одним из первых почетных членов лондонской Королевской академии художеств. Окончил свой земной путь на 62 году.

Гейнсборо был счастливым человеком, разносторонне одаренным. Умел дружить. Ценя в людях талант, готов был подчеркнуть его в каждом. Обладая идеальным слухом, играл на нескольких музыкальных инструментах – скрипка, виолончель, гобой, клавесин, гитара — и часто рисовал портреты, используя в качестве антуража арфу, лютню или просто смычок. Любил музыку. Почитал музыкантов. Убедиться в этом нетрудно, картины говорят сами за себя – это и «Утренний концерт в парке», «Трио джентльменов на прогулке», «Арфистка», «Виолончелист». Ещё он любил экспериментировать, например, рисовал свои сюжеты на стеклянных пластинах с подсветкой. В экспозиции в Пушкинском представлены две таких картины. Много графики.

Поверить трудно, что в России такая выставка показана впервые. В этом малом так много сдержанно и искусно открыто и о художнике, о его времени и о нас. Лаконично и емко – аристократично.