Представители общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур» провели последний месяц лета в Канаде, успев «захватить» начало хоккейного сезона, а точнее – отборочных смотров и первых тренировок.
В Канаде в хоккей играют с двух лет и до преклонного возраста, пока не надоест. Играют девочки и мальчики, папы и мамы, дедушки и бабушки, и в этом нет преувеличения. С двух лет малышей ставят на коньки, так повелось у канадцев. Сколько бы ни было детей в семье, каков бы ни был бюджет семьи, – коньки – «это святое». Туристу или командировочному будет поначалу трудно видеть детей без варежек, шарфов и в легких курточках во время снегопада или зимней стужи, а им – благодать, они к этому привыкли, лёжа ещё в детской коляске. Летом, конечно, красота: и речка, и лес, и поле, раздолье в Канаде. Но едва повеет сентябрем, все уже натачивают коньки, перетряхивают снаряжение, «бинтуют» клюшки, меняют на размер побольше шлемы и перчатки – скоро на лёд. Интересное наблюдение – после ночного снегопада тротуары запорошены, а хоккейные коробки уже вычищены, это дело чести. Такое серьезное отношение граждан к хоккею мотивирует и власти Канады всех уровней дать возможность желающим «гонять с клюшкой» не остаться «за бортом».
Столица Канады Оттава находится в провинции Онтарио. С неё и начнем. Летом 2019 года Оттава, наконец, официально стала городом-миллионником, когда здесь появился на свет миллионный гражданин. Напомним, что наши страны – Россия и Канада – очень близки по разнообразию временных и климатических поясов, по природным условиям, приближенности к Арктике и прочим признакам. Например, сибирские лесные массивы и канадские леса – это легкие планеты Земля. Но если в Москве только москвичей 14 миллионов, не считая гостей столицы, то в Оттаве, такой же, по площади, всего один миллион жителей.
Вокруг мегаполиса множество маленьких городков на тысячу жителей, на три, — не более. Но как бы ни был мал населенный пункт, там непременно будет своя ледовая арена. Городок Эмбран, где проживает 6, 3тыс. человек, находится в 50 км от Оттавы, но там есть и своя ледовая арена на тысячу мест, и своя юниорская команда Центральной канадской хоккейной лиги. Чуть подальше, в 77 км от столицы – город Максвилл, где всего 850 жителей, а арена рассчитана на 300 мест! К тому же – есть команда, которая играет в Канадской юниорской хоккейной лиге. Представьте, что вы приезжаете в городок из пяти улиц, а там – хоккейный дворец. И такое в Канаде – в порядке вещей, то есть в порядке вещей – хоккей в приоритете. И не мудрено, ведь те, кого с молодых ногтей привели в хоккей, а это каждый второй, кто живет по-соседству, будут заинтересованы в том, чтобы хоккей продолжался. Начинающие двухлетки занимаются по 25 минут и только вместе с родителями или старшими братьями-сестрами. В четыре года занятия уже по 50 минут. Окрепли ноги в коньках, можно начинать обучать хоккею. С конца сентября до конца марта – сезон детских хоккейных лиг. Неважно, как хорошо ребенок играет в шайбу, главное, что он может играть в составе той команды, которая соответствует его физическим возможностям. Играют все. Здесь не надо смотреть на «выворот ноги», как в балете, или на длину рук, как в плаванье, — играть в хоккей – это все равно, что жить, дышать, заряжаться азартом, скоростью, победой над собой.
Так же, как любой может играть в хоккей, так и любая семья может себе позволить этот вид спорта для своих чад. При этом муниципалитет готов оплатить занятия, обмундирование и снаряжение многодетным семьям, чтобы никого не обделить. Как рассказывают искушенные наблюдатели, один сезон в лиге для самых маленьких в Оттаве, положим, обойдется родителям в 420 канадских долларов, или в 21 тыс. рублей. (Канадский $1= 50 руб.). Это максимальная сумма. Для шестилетних детские лиги дорожают на 150 долларов, т.е. обойдутся в 570 долларов. Соответственно увеличится и количество тренировок и игр. Как правило, это до трех тренировок в неделю и одна игра в воскресенье с детскими командами из других районов города. На неделе тренировки проходят вечером, учитывая занятость родителей на работе, чтобы дать им возможность успеть вовремя привезти детей. Снарядить одного ребенка на игру – по силам всем семьям. Для этого существуют магазины, где можно купить форму, бывшую в употреблении ровно один сезон, в хорошем состоянии, так же и коньки, и прочее оборудование. Полностью можно экипировать начинающего хоккеиста за 100 долларов, т.е. 5-6 тыс. рублей. Но и для родителей предусмотрено необходимое обязательство – они должны пройти курсы по поведению на спортивных площадках и курс по навыкам безопасности на льду, в том числе – оказанию первой медицинской помощи.
Наблюдая за публикой в перерывах или перед играми, видишь, насколько родители и дети живут одним дыханием. Никто не читает нотаций, если ребенок заговорился и преградил дорогу, его легко обойдут; если ребенок хочет пить, а мама с рюкзаком далеко, его угостят из собственного термоса, посмотрят, не вспотел ли он, не переохладился ли после игры. На матчи приходят семьями, всюду царят доброжелательность, юмор, улыбки при абсолютно серьезном отношении к хоккею. Интересно тренируют вратарей, для них выделена квадратная коробка в ледовом дворце, у всех четырех бортов – ворота, и тренер набрасывает каждому вратарю по 50-60 шайб на скорости. Нередко в одной команде играют мальчики и девочки, последние даже стоят на воротах. «Болеть» за своих приходят кланами, классами, дворами, домами. В летние дни в хоккейной «коробке» с дощатым настилом в полной экипировке с клюшками и шайбами до седьмого пота тренируются отцы и дети. Наблюдать за канадским хоккейным непрофессиональным сообществом интересно и поучительно. В основе этой спортивной пасторали – забота и вдумчивое отношение к безопасности жизни и будущему своих детей, своей страны. И конечно — любовь к хоккею, без которого канадцы ни жить, ни дышать не могут.
Елена Студнева