Недавно свой пятый сезон открыл Всероссийский благотворительный театральный проект «Сказки с фортепиано». Это эдакая своеобразная музыкально-поэтическая мастерская, в которой на камерных читках авторы и артисты встречаются с неравнодушными к судьбе детей зрителями, чтобы собрать средства в пользу Российского Детского Фонда. В конце сентября ребята запускают в Москве серию семейных концертов с приглашёнными артистами из столичных мюзиклов. Мы посчитали это прекрасным поводом для беседы с куратором проекта, автором либретто и текстов песен к камерным мюзиклам, молодым актёром Егором Павловым.
– Егор, вот Вы…
– Ты. Давай сразу на «ты»! А то, мне кажется, так у нас толкового разговора не выйдет. К тому же я, как говорится, «ни громкого имени не имею, ни даже ранга заметного»!
– «Вы всё имеете! Даже еще более!»
– Вот видишь, как Гоголь объединяет. Люблю его!
– Это заметно…
– Нет, правда! Мы с Егором Васильевым [пианист, член Международного Союза композиторов-XXI век – прим. автора] в августе играли «Сказки с фортепиано» во Владимирской области, и когда пели в Коврове «Поцелуй под омелой», это такая наша фантазия на тему сказки про спящую красавицу в современных реалиях, там подходили люди, говорили, что в текстах есть много гоголевщины. Всегда почитаю это за комплимент. Знаешь, так приятно!
– Могу только догадываться. Я же не поэт.
– Так и я не поэт. Я актёр. И чему временами очень рад. Зачем уж против природы-то идти. Тем более, ведь мне посчастливилось поучиться у Игоря Яцко. Многое почерпнул для себя – интересная он фигура.
– А как ты начал писать?
– Да я полагаю, пишут-то все. Кто в стол, кто под подушку, кто в конверт. Кто в мессенджер. Последнее, кстати, тоже я. Просто в судьбе случились «Сказки с фортепиано» и этот навык как-то пригодился. Возникла потребность его совершенствовать. Ведь у нас в репертуаре проекта сначала были только сказки Юрия Сергеевича [Энтина – прим.], а все эти наши девиации как-то потом сами собой произошли.
– Перестали ходить?
– Ты знаешь, публика была всегда. У нас такой формат – камерный, уютный, домашний. Но «Новых Бременских» я спел сейчас в сентябре в Москве почти в 30-й раз. Сбиваюсь со счёта. Если рассчитывать на постоянного зрителя, одного и того же – ему хочется чего-то нового. И это понятно. Вот нам и пришлось выдавать «новое».
– И вы выдали «Девочку и Цветок»?
– Мы написали с Настей Санеевой весёлую сказку про образцово-показательный советский дом, про жителей коммуналки, про простых людей и веру в чудо. Практически на спор. Для актёрского капустника. Но это был объёмный материал. Там песен на два акта. Ключевые номера, кстати, потом послужили основой для нашей музыкальной фантазии, которую поставил Серёжа Усков – «Про девочку, цветок и веру в чудо». Но у сценического воплощения своя жизнь, своя история и обстоятельства. Словом, это не точная постановка сочинённого в 2016-ом муз. материала. Но то, что сделал Усков… это моя личная радость – авторская, актёрская, человеческая. От попадания, от точности, от юмора. Серёжа очень тонкий, ёмкий и высокопрофессиональный режиссёр.
– А как в твоей жизни появился Егор Васильев?
– Как и всё удачное, случаем. Настя была в декрете, а «Сказки…» хоть дело и благотворительное, но очень трудоёмкое, объёмное. Пришёл Васильев, играл Гладкова, Дунаевского, Крылатова. А потом написал сам.
– И хорошо написал! Я слушала!
– Знаешь, это всё-таки какая-то безрадостная история. Уходит эпоха. Евгения Павловича [Крылатова – прим.] в этом году хоронили в мой день рождения. Я двух слов журналистам связать не смог, когда спрашивали. Он очень много сделал для меня и для «Сказок с фортепиано» как человек, как личность, как композитор и большой мелодист. Поэтому, конечно, Васильеву трудно, но он же ведь и не имеет цели «мэтров переписать». Мы оба учимся сочинять, методом проб и ошибок. И это, наверное, счастье, что спустя столько произведений какой-то почерк выработался.
– И «Поколение FUTURE» будет «фирменным»?
– О да! 29 сентября мы начнём нашу программу «Музыкальная гостиная» с «Центром детской песни «Солнышко»» на Арбате. При поддержке Совета ветеранов района Арбат проведём предпоказ. И как раз «Поколение FUTURE» будем делать со Светой Горшениной, которая директора в «Балладе о маленьком сердце» пела, а сейчас выпускает Мать Меннерса в «Алых Парусах» и играет в «Летучем Корабле» у Дружинина. Света (тут мы с Егором едины) в этом материале будет бесподобна.
– А кого ещё планируете пригласить?
– Вот ты правильно подметила – «пригласить». Мы решили в этом сезоне застроить несколько читок так: авторы (музыки и стихов) и приглашённый артист-вокалист. Посмотрим, что из этого выйдет. Главное же, детям помочь!
– И всё-таки, кого?..
– Ну хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я могу говорить только о том, к чему мы уже приступили, что делается и хотя бы в какой-то мере и степени уже готово. А не о том, что мне ночами снится.
– А снится успех?
– Да какой там успех. Разное. Хотя иногда, как раз бывает, снятся пьесы, стихи, музыка. Честное слово! Раньше сам не верил, когда кто-то говорил так, а теперь стал записывать сны. Наверное, возраст.
– Но ты же, как мюзикл в России, ещё очень молод!
– И, наверное, это прекрасно! Мюзикл – очень интересный, спорный, но уже какой-то дорогой сердцу жанр. Я не знаю, как так сложилось, но в последние годы я всё окончательнее вербуюсь на сторону музыкального театра. Тут, конечно, влияние и «Сказок с фортепиано» очень заметно. Не будь их – многого бы не было. Событий, городов, людей.
– А какие у тебя, как у автора, отношения с жанром?
– Это ты из меня всё планы выуживаешь, что ли? Да расскажу я, расскажу… Что смогу. Закончил, например, материал к спектаклю «Тайна новогодней звезды» для Вадика Дубровина и его актёрской мастерской. Славные ребята! Ведь сюжет для «Поколения FUTURE» они и придумывали. Этот материал изначально для студии и создавался. А сейчас вот зажил бурной жизнью. Что же касается отношений с мюзиклом… У нас конфетно-букетный период. Обмениваемся взаимными ништячками. Сейчас, например, готовлю материал для курса Лики Руллы в ГИТИСе. Я надеюсь, что всё сложится благополучно и работа в скором времени с бумаги перенесётся в сценическое пространство. Ведь уже 4 курс, последний!
– И как ребята?
– Им положено быть счастливыми, я считаю! Мастерская Руллы – это большая удача. Будь я при её наборе в иных обстоятельствах – сам бы бежал на туры сломя голову. У нас же чисто человеческая профессия, понимаешь. А «человеки» там абсолютные профессионалы. Вот, недавно сезон в Учебном театре открывали их «Мечтами» на тему Островского, которые делали Оксана Костецкая с Ликой. Так это настоящая отдушина. Я так потом и сказал. Оксана – тонкая душевная актриса и, как мы видим, ещё и блистательный педагог. Да все, все, кто там работают – педагоги по вокалу Лена Моисеева, Анна Гученкова – большие профессионалы. Летом слушал экзамен по ансамблю Маши Галлиардт – так это лучше всякой визитной карточки. Работу педагогов видно и она титаническая!
– А Антон Музыкантский?
– Нет, если ты хочешь написать книгу, а не парочку полос интервью, то давай поговорим про Музыкантского [смеется – прим.]. Он безгранично талантлив, на мой взгляд, и всегда предельно честен со зрителем. Я мысленно желаю всей их команде большого успеха с «Последним звонком». Я видел эскиз спектакля в июле и меня эта работа очень трогает. Собственно, как и «Норма», как и прочее, прочее, прочее.
– Тогда это удача, что в жанр приходят такие молодые люди – режиссёры, авторы…
– Если ты так неэтично переходишь от Антона к нам с Егором, я тебе скажу, что, например, «Сказки с фортепиано» не равно «мюзикл». Это сказки с песнями. Это такой жанр, свой. Жанр детской песни. И его нельзя ставить в один ряд с мюзиклом. Категорически разные понятия. Я вот, например, в августе в Школе Межкультурных коммуникаций читал лекцию о детской песне, песне в мультипликационном и художественном кино, детской песне в театре. Гремучая смесь, но интересная. И всегда начинаю с Энтина!
– Как он?
– Бодрствует. Виделись недавно, он делился своими планами – их громадьё. Человек-легенда. Счастлив знать и присутствовать. И что в 2015-ом он поддержал запуск «Сказок с фортепиано» тоже счастлив. Ведь он смотрел видеозаписи – хвалил. И Крылатов всегда слушал спектакли по нему – советовал, комментировал. Да и восхищался! Поэтому опростоволоситься нам уже нельзя. Будем сочинять! И на благо детям, и во имя светлого будущего отечественного мюзикла…
– В чём и желаю удачи! Спасибо!
беседовала Анна Приморская