9 Мая в Бессмертном полку с героическими дедами шли их внуки – герои наших дней

Утро 9 мая 2019 года.

Москва, Красная площадь. Парад Победы. Грандиозное и духоподъемное для всей России зрелище. А к 12 часам вокруг Пушкинской площади уже собралось достаточно людей, готовых идти Бессмертным полком по Тверской улице к Красной площади. Пилотки военных лет, знамена всех родов войск, полевые кухни с дымящимися трубами, песни под аккордион и, конечно, штандарты с фотографиями участников Великой Отечественной войны и ветеранов, многие из которых еще живы. Люди приехали семьями, некоторые с маленькими детьми, которых папы несли на плечах. Удивила всех одна девушка, скромно попросившая сфотографировать её среди шествия Бессмертного полка: «Я из Тюмени приехала». – Вот это да! – воскликнули многие голоса. Навскидку – это более 2 тысяч км от Москвы. А приехала она только на Бессмертный полк, вот, как важно для нас, потомков победителей, пройти со своими родными – пусть и с их фотографиями — по Красной площади страны, здесь о главный центр силы России.

Мы пока только эмоционально понимаем, какое значение у Бессмертного полка. Еще пару лет, и мы не будем себе представлять, как могли вообще жить без него, без этого шествия, этого Крестного хода «павших и живых», «заживо сожженных и воскресших». Невероятный духовный подъем объединял колонны Бессмертного полка 9 мая. Многие не скрывали слез, пели, как могли, и «День Победы», и «Катюшу», и «На безымянной высоте». Рассказывали семейные истории о подвигах и фронтовых годах своих близких, рассматривали фронтовые фотографии, что несли рядом идущие незнакомые люди. Лица военных лет… — для нас они – лики мучеников, «несвятые святые». А могли ли предполагать ставшие всем нам родными защитники страны, что в мае 2019-го они вновь пройдут парадным маршем победителей не только по брусчатке Красной площади, но и по многочисленным городам и поселкам России, по странам и континентам, где их будут чествовать, приветствовать и благодарить. И тогда Земля и Небо будут едины, встречая наших Победителей! Дружно звучало над Красной площадью раскатистое «Спасибо!», когда колонны Бессмертного полка проходили мимо трибун с ветеранами. Это было всенародное единение, которое невозможно срежиссировать.

На шествие Бессмертного полка в Москве вышли представители Общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур». В рядах Бессмертного полка представители Организации прошли в Туле, Ярославле, Твери, Санкт-Петербурге, Ставрополе, а также — в некоторых зарубежных странах – в Италии (Венеция), Словакии (Братислава), Сербии, Болгарии. Всего же Бессмертный полк прошел по 40 странам. Невероятный духовный подъем объединял колонны Бессмертного полка в Москве.
Впервые представители Организации «Русским мир и зарубежье: диалог культур» несли в рядах Бессмертного полка образ Святого архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Этот мужественный человек, отбывая срок в ташкентской тюрьме, написал письмо М.В.Калинину, чтобы ему позволили выехать на фронт в качестве военного врача. Выразил готовность отсидеть положенный срок по окончании войны. Но этого не понадобилось, — слишком велики были заслуги военного врача Войно-Ясенецкого, оперировавшего в военно-полевых условиях. Свой опыт нейрохирурга Войно-Ясенецкий широко применял, спасая тяжелораненых. Многим вернул жизнь. Вместо ампутации ног практиковал применение технологии, позволявшей сохранить конечности.

Как трогательно люди подходят к подготовке шествия Бессмертного полка. Не просто увеличивают фотографии на штандарте, но и георгиевскую ленточку, и медали с орденами крепят, некоторые подробно пишут, где воевал, когда и как погиб или выжил и дошел/дошла до Берлина. Каждый год на штандарте, который несу 9 мая, прибавляется фотографий. Сначала было два моих деда – один Николай Иванович Мартьянов погиб в 1942 году на «Дороге жизни» под блокадным Ленинградом. Успел написать жене, моей бабушке, Марии Никитичне письма с фронта – рисовал баталии на тетрадных листочках для своих троих детей, мал мала меньше – 12, 10 и 5 лет. Наказывал детям хорошо учиться, помогать маме, а моей бабушке – вырастить детей честными, умными, порядочными людьми. Так она и сделала, оставшись после войны с тремя детьми, всё ждала мужа с фронта. Всё надеялась. А другой дедушка — Иван Александрович Соловьев, на войне не был, поскольку потерял ногу на Финской в 1939 г., но и дома его редко видели, он постоянно был на строительстве объектов, практически не спал. На том же штандарте фотографии еще двоих дедов – это родные братья Григорий и Василий Студневы, они деды для моих двоих сыновей по отцовской линии. Василий сбежал на фронт, как его ровесники, приписав себе год. Но поскольку был мал, да удал, его записали в СМЕРШ. По заданию он в составе группы преследовал банду диверсантов в Карпатах. По доносу предателя всех расстреляли. Василий Петрович Студнев долгое время числился в «без вести пропавших». Но однажды пришло письмо матери о том, что найдены тела в заброшенном колодце, — паренек, спрятавшийся за полисадником, видел, как их убивали, но боялся рассказать об этом. А перед смертью сознался. Так родные узнали о гибели Василия. Григорий Петрович Студнев ушел в армию незадолго до войны, а когда она началась, его взяли на фронт. Так он стал военным, поскольку после школы не успел получить профессию.

Моя сестра который год несет в рядах Бессмертного полка фотографию своего отца, 17-летнего Бориса Васильевича Кулагина. «Я убит подо Ржевом…», — с детства эти строки Твардовского леденят душу. Казалось, там никто не выжил, в этом аду, в этом «котле». «Фронт горел, не стихая, как на теле рубец. Я убит и не знаю, наш ли Ржев наконец», — а Борис Кулагин остался в живых, раненый, контуженный, но живой. Смотрит с фотографии красивое лицо, казалось бы, не стрелянного юноши, а на гимнастерке — боевые медали «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красной Звезды… Это — героическая юность 1941-го.

И это еще не все герои и защитники нашей Родины, которые шли в этот день 9 мая по Красной площади плечом к плечу в Бессмертном полку. Наташа Меситова, руководитель Общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур» написала про своего деда Василия Федосеевича Лыгина, который в 30 лет 22 июня 1941 г. получил обмундирование в военкомате г.Тулы. Дома оставалась молодая жена и две дочки, а третья должна была родиться в этом суровом 1941-ом. Василий Федосеевич прошел всю войну, участвовал во взятии Берлина. Он был награжден 47 медалями и орденом. Удивительный факт: наградной лист своего деда Наташа получила 15.04.2015 г. – именно в этот день 70 лет назад ее легендарный дед Василий участвовал в боях за Берлин. Семья была большая, поэтому нельзя не сказать о еще двух прадедах, прошагавших всю войну. Один из них служил в разведке, а другой – погиб в июне 1941-ого под Киевом. В общей сложности пятеро мужчин из большой родни Наташи Меситовой воевали на фронтах Великой Отечественной. А тетушки всю войну работали на Тульском оружейном заводе, в невыносимых условиях холода и голода поставляли оружие и боеприпасы на фронт. Будучи юными девочками, работали наравне со взрослыми по 14-15 часов.

Думаю, к следующему 9 Мая у нас только из близких и родных соберется батальон защитников, героев Великой Отечественной – в Бессмертный полк. А в этот раз среди «частокола» штандартов с фотографиями солнце высветило знакомое лицо Андрея Геннадьевича Карлова, Героя России, Чрезвычайного и Полномочного посла России в Турецкой Республике, погибшего в Анкаре на боевом посту от пули террориста в декабре 2016 года. Фотография Андрея Геннадьевича располагалась на одном штандарте с фото его деда, Аглинцева Александра Герасимовича, погибшего в неполные 35 лет в мае 1942 года. Пройти со своими героями – дедом и его внуком – пришли родственницы семьи Карловых – Татьяна Аглинцева и Юлия. Перевожу взгляд с одной фотографии на другую, — как не похожи эти военные лица, так и хочется сказать – лики – на образы послевоенного поколения. Как горько, что столько людей, прекрасных, юных, молодых, красивых, талантливых, здоровых, светлых людей погибло за Победу. Но сколько героев высокого духа выявила война — и это наши деды и отцы, мамы, тети и бабушки. Многих из них мы знаем только по воспоминаниям взрослых, и все равно любим. Мы — дети и внуки победителей! Они передали нам это высокое звание, которое не сравнится ни с каким, даже самым высоким титулом — быть потомками героев. Они, как и прежде, в строю — наша духовная опора, защита, «наши павшие, как часовые». Столько жертв, но и столько молитвенников о нас, о нашей многострадальной красавице-России. Слава Богу, что есть такая несокрушимая сила — Бессмертный полк — нерукотворный памятник Победе! «И врата ада не одолеют её».

Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»