Событием культурной жизни Санкт-Петербурга осенью с.г. стала выставка художников России и Азербайджана, состоявшаяся в залах научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Известно, что 2018 год был назван «Годом культуры» в России и вместе с тем – стал юбилейным годом для одного из главных участников выставки — Таира Тимуровича Салахова, которому исполнилось 90 лет. Прожитые годы были овеяны и тяготами становления советского государства, и Великой Отечественной войной для народов Советского Союза, и годами творческих «мук и радостей». Биография Таира Тимуровича Салахова советского азербайджанского российского живописца, вице-президента Российской академии художеств (с 1997), театрального художника, педагога, Члена Президиума Академии художеств СССР с 1972 г. тесно переплетена с историей России и Азербайджана.
В залах Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Москве выставка состоялась также, благодаря усилиям и тех, кто искренне хотел подарить любителям живописи праздник искусства — это Научно-исследовательский музей при Академии художеств Санкт-Петербурга и его директор Алексей Мудров, Фонд реалистического искусства В.Ф.Пустарнакова, центр Гейдара Алиева и фонд Гейдара Алиева вместе с его вице-президентом Лейлой Алиевой, Фонд «Императорского общества поощрения художеств» и его директор Людмила Ермолина, компания Газинформсервис. Все они — последователи великих русских благотворителей – Строгановых и Румянцевых XVIII века, Мамонтовых и Морозовых века XIX и начала XX, а также — ценители крепких традиций века нынешнего – кураторы выставки – Вероника Богдан, Екатерина Сапогова, Эмин Мамедов и Мария Филатова. Подвижничество этих людей позволило решить сложнейшую задачу — объединить в одной экспозиции работы более ста художников и сделать её передвижной. Это значит, что выставка была представлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге, её, возможно, увидят и почитатели таланта российских и азербайджанских мастеров кисти в Баку.
Перечислять имена участников выставки, т.е. самих художников, чьи произведения и дали ей название – учителей и учеников – смысла нет. Вот, как оценивает роль проекта «Учителя и Ученики» его куратор, искусствовед, Член Союза художников России Екатерина Сапогова: «Проект «Учителя и Ученики — это уникальное явление в современной выставочной деятельности. Интересна эта выставка тем, что мы можем проследить творческие пути учителей и их одаренных учеников, некоторые из которых в последствие стали не только достойными художниками, но и раскрыли себя в педагогической деятельности». Стоит обратиться непосредственно к таланту живописцев, чтобы увидеть за одной-двумя картинами мастера-реалиста его мировоззрение, пристрастия, предпочтения, темы, волновавшие и волнующие его, понять, что у современной живописи есть будущее. Неслучайно центральной картиной экспозиции, к тому же вынесенной на обложку каталога выставки «Учителя и Ученики» стало дипломное полотно Таира Салахова (1957 г.) «С вахты». Это дань тем, кто строил страну своими руками, сердцами, нервами. Тем, кто воплощал мечты и проекты архитекторов, ученых, геологов, испытателей, мореплавателей и летчиков, учителей и кондитеров, матерей, отцов, наших предков – мечту о светлой и справедливой жизни для всех. Художник передал фрагмент раннего утра: работяги идут с вахты по скользящему парапету, а вокруг плещутся волны и белоснежные чайки парят у их ног, лица сечет ветер, сдувая усталость, напряжение, тяжкие мысли. Сопротивление придает им новые силы, они завтра вновь придут, «сменив уют на риск и неимоверный труд». Полотно Т.Салахова задает нерв всей экспозиции, это как перед важным событием люди встают на гимн своей страны, так и здесь – главная картина говорит больше, чем любой пресс-релиз. Она и есть гимн труду миллионов людей, гимн созидателям.
Теперь уже известно, что выставку посетило более 3 тысяч человек в России. Послесловием остался великолепно изданный каталог «Учителя и Ученики» — перелистаем его. Перечень и иллюстрации картин начинаются периодом конца 1940-х – начала 1950-х гг. Что это за время? Послевоенное восстановление государства, подъемный дух победителей, выстоявших в самой страшной войне XX века, низвергнут фашизм, пришло время заново отстраивать разрушенное хозяйство. Без ропота, без претензий к власти, с верой в наступающее завтра без войны. Это была вера более ста миллионов человек. Отражение их неоценимого вклада в строительство городов, поселков, масштабных дорожных, архитектурных и других проектов, труда метростроевцев в гармонии с несказанной красотой родной природы — творили художники. В чем находили опору люди, что объединяло их? Корни предков, национальные традиции, народные праздники. Поэтому первым полотном, открывшим выставку и каталог, стала картина Файзрахмана Аминова «Татарский праздник урожая – Сабантуй» (1948 г.). Сложная по композиции, экспрессивная и вместе с тем статичная, она отражает неразрывную связь поколений – семьи вышли на праздник с малыми детьми и глубокими стариками, нарядные, задорные, встречают наездников, которые мчатся во весь опор на лихих скакунах, соревнуясь, чей конь придет первым – черной или белой масти? Всё определят наездники – тот, что погоняет черного вороного, уже на пределе возможностей, а тот, что на белом – еще полон задора и сил. В этом победная мысль и песнь художника. В том же духе, только масштабнее, выполнено панно Беюкага Мирзазаде, видимо, на тему международного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в 1957 г. в Советском Союзе. Тот же национальный колорит, те же танцы, национальные костюмы и этнические музыкальные инструменты.
Картины в каталоге структурированы таким образом, что рядом с именем художника стоит работа его мастера-наставника или выписаны имена тех, из чьей мастерской «вырос» живописец. Таковы портреты Сергея Бузулукова и Дионисия Бирюкова из мастерских И.А.Серебряного и А.И.Авилова. Рядом — групповые композиции Нины Веселовой, Николая Галахова, Льва Гудскова и Леонида Кабачека – «Награжденный учитель», «Проверка качества», «Отдых», «На Енисее». О том, как нелегок был труд сеятелей и реставраторов говорят картины Вячеслава Загонека и Галины Зеленской «Весна в колхозе» и «Восстановление фонтана «Самсон» в Петродворце». Сегодня туристы всего мира приезжают в Петергоф, чтобы воочию лицезреть величие этого дворцового комплекса, изюминкой которого, несомненно, является едва не погубленный гитлеровскими бомбардировками, золотой фонтан.
Выставка представляет собой художественную летопись послевоенной страны, где каждый думал «о Родине, а потом – о себе», вплоть до наших дней. Художники конца 1940-50х гг. пишут уходящие на далекие стройки вагонные составы с молодежными бригадами, ткацкие фабрики, где работали многостаночницы, первый опыт наставничества на заводе, колхозные стадионы, нефтеперерабатывающий завод, стройка в Баку, – всё это в картинах Николая Ломакина, Эльбая Рзакулиева, Махмуда Тагиева, Петра Литвинского, Бориса Лавренко, Кямиля Ханларова, Анатолия Левитина, Нигмана Кузыбаева, Татьяны Копниной, Энгельса Козлова, Юрия Подлясского, Мусы Худаярова, Галины Пшеницыной, Бориса Пака, Нургусейна Махмудова, Аркадия Пластова.
Герои их сюжетных полотен – землепашцы и докеры, сталевары и экскаваторщики, разведчики, водители грузовых автомобилей и воспитатели в детских садах, доярки и экскурсоводы в музеях. Тема наставничества проходит «красной нитью» через концепцию выставки.
Постепенно пафос переходит в «анданте» – мы видим снежные горки и веселых детей с санками и лыжами, урок в школе, молодую мамочку, убаюкивающую ребенка, юных фигуристок, вечерние посиделки в деревне с тихой песней, отца с сыном в горах Азербайджана. Об этом – полотна Веры Шестаковой, Серафима Фролова, Леонида Фокина, Владимира Токарева, Леонида Стиля, Нины Сергеевой, Марии Рудницкой, Федора Севастьянова, Виктора Киселева, Сергея Кичко, Али оглу Абдулхалыга, Микаила Абдуллаева, Бабы Алиева, Надира Абдуррахманова, Акрама Гасанзаде.
В отдельный раздел вошла живопись и графика из коллекции Фонда реалистического искусства Валерия Пустарнакова и художников Петербурга. Открывают его натюрморты и пейзажи Д.Альховского – буйствующая сирень и нежная акация. Всеволод Баженов – мастер сложной композиции, с его пейзажей легко писать новеллы, настолько они сюжетно выстроены – таковы полотна «Тревожные тучи», «Перед грозой», «В лесу».
Художники отец и сын Бернадские – Валентин Данилович и Геннадий Валентинович – вносят в экспозицию жизнеутверждающие сюжеты и яркие, сочные краски, будь то «Дорога к домику А.П.Чехова», выбеленное солнцем пространство Крыма, здесь же «Казантипские лодки» на одноименном заливе, «Осенний сад» или «Голубая чашка», из которой пьет, пронизанная лучами утреннего солнца, девочка в антураже завтрака в саду под деревьями.
Ту же тему продолжают картины Василия Борисенкова, Андриана Берсенева соответственно – «У моря» и натюрморт со спелыми яблоками и дольками сочной дыни на скатерти гжелевской цветовой гаммы.
Национальным колоритом и пряными ароматами веет с картины Мирисмаила Джафарова «Азербайджанские гранаты» из коллекции Фонда Гейдара Алиева. Как отметила вице-президент фонда Лейла Алиева: «Эти выставки являются ярким свидетельством многовековой дружбы и исторической общности наших народов, которые мы вместе стремимся беречь и приумножать».
Страницы истории оживают на полотне Никиты Медовикова «Адмирал Нахимов при Синопе», мастерская В.М.Орешникова. На картине запечатлен один из эпизодов последствия знаменитого Синопского сражения, которое состоялось осенью 1853 года на Черном море у берегов Турции, в результате которого был полностью разгромлен турецкий парусный флот. «Гений морских сражений» Павел Степанович Нахимов был тогда в чине вице-адмирала, но за Синопское сражение ему был пожалован орден святого Георгия II степени и звание адмирала. Художник выделил две основные фигуры – победителя вице-адмирала Павла Нахимова и плененного им командующего турецкой эскадрой Осман-пашу, склоненного в позе побежденного, приносящего к ногам русского флотоводца боевое оружие – серебряную саблю. Эта картина является достоянием Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
А вот и портреты, конечно, психологические. Чуткая кисть Василия Братанюка мастерски улавливает не только внешнее сходство, но и глубокий внутренний мир человека.
Отблеск пламени в камине играет на книге, которую читает В.Ф.Пустарнаков. Зритель способен, благодаря художнику, узнать больше о человеке на портрете. Картина так и называется «За чтением». А мы тем временем начинаем «читать» о жизни того, кого застаем за книгой – в картине много проступающего из тьмы. Но еще более интересен портрет того же художника «Дума о России» — трое, знакомых всей стране и миру, людей – Михаил Иванович Вальберг, последний воспитанник Пажеского Его Императорского Величества Корпуса, большой друг России барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Все они прожили свои жизни с думой о России, о приумножении её величия, её духовного культурного наследия, и каждый – потрудился во славу её.
Есть у Василия Братанюка великолепный балетный цикл – портреты балерин, за которыми художник наблюдает и во время репетиции, и перерывах между ними, стараясь передать грацию, движение души, красоту той атмосферы, которая неизбежно обволакивает мир балетных. Любуешься и «Балериной у зеркала. Солистка Наталья Поворознюк», и начинающей ученицей с картины «Мечта», и прима-балериной Ириной Голуб, и Екатериной Громовой в «Половецких плясках».
Этот цикл продолжает ряд полотен из мира искусства – таковы «Федор Иванович Шаляпин с дочерью» и «Творческий вечер у Стасова» Николая Володимирова, «В концерте» Олега Еремеева, «Оранжевое настроение» Юрия Калюты, «У.Гаджибеков с азербайджанскими композиторами» Ваджия Самедова. К слову, Узеир Гаджибеков, азербайджанский советский композитор, педагог, дирижёр, народный артист СССР, стоял у истоков современного музыкального искусства Азербайджана. На картине Ваджии Самедовой учитель изображен в обществе своих коллег на прослушивании юного дарования. Это плотно стало свидетельством эпохи и вошло в историю, т.к. на нем запечатлены те, кто создавал музыкальную азербайджанскую культуру.
В той же тематике – несколько работ Геннадия Манашерова: «Натюрморт с куклой», «Портрет кукольника П.Т.Тимофеева», «Портрет кукольника Т.А.Лялиной», Портрет Пабло Пикассо». Есть общее у всех, созданных Геннадием Манашеровым, лиц – сосредоточенность и внутреннее напряжение, какая-то непреходящая усталость, за которой открывается то, что неподвластно глазу и времени, но оно непременно должно быть выражено, воплощено в творении этих мастеров.
Не оставляют равнодушными портреты подростков, которые буквально оживают в картинах художников Октая Садыкзаде, Тогрул Нариманбекова, Эюб Мамедова, Бабы Алиева, Никиты Цыпина, Федора Федорова, Михаила Ткачева, Олега Теняева, Александра Седова, Федора Савостьянова, Игоря Петрова, Сергея Кичко и вносят в экспозицию выставки «ген радости», светлого детства, беззаботности хотя бы на час, на миг, и, несомненно, чистоты, той родниковой чистоты, которой им будет так не доставать в зрелости. Этот образ детства есть в поэзии Евтушенко –
«Детство – это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Посковово, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово».
Посмотрите на «Петьку в Петровском» Никиты Цыпина, в его чистого сапфира васильковые глаза! Паренька с трудом усадили перед мольбертом художника, да ещё и уговаривали потерпеть немного, а он такой в себе неуверенный, стеснительный, смущающийся, не понимающей своего, уже проклюнувшегося, мальчукового обаяния – сколько прозрачности в нем, голубиной чистоты, бесхитростности, доброты. Таков же и мальчуган с картины Михаила Ткачева «Дворик в Каневе», что сидит на крылечке в летний зной и мечтает. А хохотушка Маруся на одноименном полотне Олега Теняева, и её ровесница, присевшая с корзинкой грибов под березонькой, Александра Седова, и две подружки, несущиеся по косогору за бабочками, Федора Савостьянова, мечтательница с «Портрета» Октайя Садыхзаде – они же все, как «с одного куста» — из счастливого детства.
Органично, в лад этой пронзительной ноте есть в экспозиции тема «вечной женственности», она раскрыта художниками достоверно и глубоко. На портретах и сюжетных композициях — такие разные женщины. И хлебнувшие горя, и пережившие тяготы лихих лет, и только что ощутившие радость материнства, и совсем молодые, готовые шагнуть в другую, взрослую жизнь.
Картина Маргариты Рубан «Здесь умирали ее сыновья» сродни невыплаканной, невысказанной, протянувшейся сквозь Вечность «Минуте молчания». Седая, как лунь, женщина в который раз приходит на поле, где золотится колосом рожь, но видит она совсем другую картину — еще недавно здесь шли бои, здесь сражались и умирали за родную землю её сыновья. Через это, застывшее в ней горе, она будет возделывать эту землю в память о своих детях.
Аркадий Пластов создал образ женщины, труженицы, наверное, родоначальницы большой семьи и назвал его «В зеленой кофте». Просто это, скорее всего, единственно нарядная кофта, какая есть у этой скромной жительницы села, и надела она её потому, что к любому труду, в том числе и к труду художника, она относится с уважением. Натруженные руки, чуть скованная поза, но прямо и пристально смотрят на нас её выразительные глаза и, кажется, видят тебя насквозь. Что-то общее есть у нее со старшей по возрасту горожанкой с «Женского портрета» Анатолия Левитина. Может быть, опыт или пережитое вместе со страной. А живописные портреты наших современниц на полотнах Владимира Песикова «Портрет девушки», Геннадия Манашерова «Девушка на веранде», Юрия Калюты «Весна», «Портрет Л.Костенко» Владимира Загонека, «Сонет» Геннадия Бернадского, «Катя» Валентина Бернадского, «Наташа на веранде» Николая Репина, «Портрет девушки» Микаила Абдуллаева, «Женщина в шубе» и «Женщина в голубом платье» Беюкага Мирзазаде раскрывают многогранность, трепетность, тревоги молодости, создают ощущение предвкушения долгой и счастливой жизни, которую они и предчувствуют в себе и тревожатся за будущее. Материнство как основополагающее начало женщины волнует художников всех поколений – и Учителей, и Учеников.
Характерна картина «Подруги» Петра Малышева, где художник изобразил подруг в морозный день, у одной из которых в руках самое дорогое и бесценное – новорожденная дочка в теплом одеяле. И хоть лицо ее светло, думы отягощают: «Что ждет её малютку в жизни»? Об этом же – печаль в глазах у мамочки постарше на картине Олега Еремеева «Мать и дочь» – дочь-подросток прильнула к матери, пока слишком хрупкая, что подчеркивает надломленная в коленке ножка, как у неокрепшего олененка. Но мать с прямой спиной, способной защитить и укрыть своё сокровище, являет собой надежность, опору. Хотелось бы отметить ещё два интересных женских портрета азербайджанских живописцев. Один так и называется «Портрет азербайджанки» Октайя Садыхзаде и «Портрет Марал ханум» кисти Халиды Сафаровой.
Лик первой — прекрасен и молод, свеж, полон достоинства, одухотворен неуловимым национальным чувством, ощущением себя самой дочерью Азербайджана – мягкой и твердой, нежной и сильной, открытой и неразгаданной, наливной, как плод граната, и тонкой, как его лепестки на рассвете. Перед нами женщина — Весна.
Героиня второго портрета – безупречная красавица Марал ханум – уважаемая в своем народе жена и мать, много испытавшая, но не сломленная жизнью. В ней – мудрость поколений, неиссякаемое терпение, любовь и вера. Легкая ткань наряда и богатые украшения лишь подчеркивают её духовную красоту. Художнице удалось создать собирательный образ истинной дочери своего народа.
Каталог выставки российских и азербайджанских художников «Учителя и Ученики», как и сама передвижная экспозиция, дает представление о сложном и замечательном содружестве школ мастеров живописи России и Азербайджана. О величайшем вкладе в культурное наследие обеих наших стран и народов, а также – в сокровищницу мирового искусства. Картины, вошедшие в экспозицию, дают возможность оценить труд коллекционеров, сохранивших столь замечательные полотна ко всеобщему благу. Приходит понимание того, что только неразрывная духовная связь вместе с передачей профессионального опыта, который и есть школа, являются гарантом долговечности ремесла, поднятого мастерством и талантом художников до уровня высокого искусства. Такое возможно лишь при условии, когда новое поколение «стоит на плечах гигантов».
Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»