На кончиках пальцев в «Империю балета»

Ася Левкина и Оля Павлова в роли императорских детей, 2011 г.

В петербургском дворце культуры «Выборгский», в театральном секторе открылась выставка художественных произведений Василия Братанюка — «Империя балета». Она представляет многолетний пласт работы художника, кавалера ордена Карла Фаберже, воплотившего вместе с образами великих и начинающих балерин самую суть искусства танца на кончиках пальцев, его очевидную и вместе с тем неразгаданную тайну – приподнимать человека над реальностью верой в возможность парения – духом, телом, чувством.

Балет – сфера высочайшего искусства, во всем – завышенная планка, тяга к недосягаемому, но возможному, утонченному, изысканному, но через боль, «невидимые миру слезы», ограничения и труд, труд, труд. Только художник, влюбленный в этот особый мир шелеста вуали и лент, в бесконечность и выверенность жеста, грацию предплечий, утрированной осанки, полушепотовой дроби пуант по паркету и при этом специальной лексики, стиля, ароматов канифоли, кулис, пропитанных энергетикой и гаммой чувств танцовщиц, мог так преданно и так ярко на протяжение десятилетий творить в красках и линиях свою сагу о балете – прекраснейшем из искусств.

Художник Василий Иванович Братанюк

В этом не трудно убедиться, увидев на выставке более ста работ Василия Братанюка – от пастельных набросков и этюдов до масштабных полотен маслом. Созданная искусством художника «Империя балета» была, будто по высшему замыслу, приурочена к 200-летию со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа — французского творца русского балетного искусства. Его постановки в Петербурге и в Москве балетов «Дон Кихот» и «Баядерка» на музыку Минкуса, «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова — стали классикой эпохи Петипа. Они выкристаллизовались из

почти 60 балетных спектаклей, поставленных им, из 20 созданных Петипа новых редакций уже известных постановок.

Время отсеяло имена многих балетных, оставив в анналах навсегда выдающимися Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину, Сержа Лифаря, балетмейстера Михаила Фокина. Новое поколение, пришедшее вслед за ними, отличалось своим почерком и языком танца – насыщалась драматургия, требовавшая усложненной техники, артистизма. И засверкали новые имена – Галины Улановой – величайшей балерины XX века, Михаила Барышникова, Майи Плисецкой, Рудольфа Нуреева, Натальи Бессмертновой, Александра Годунова, балетмейстера Юрия Григоровича, Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, Михаила Лавровского Мариса Лиепы, Габриэлы Комлевой.

В экспозиции выставки «Империя балета» представлены портреты танцовщиц, которых уже при жизни называли легендами высокого искусства. Среди них Галина Уланова,

Галина Сергеевна Уланова, «Полет души» 1993 г.

Майя Плисецкая, Габриэла Комлева, Любовь Кунакова,

Майя Плисецкая, 1989 г.

Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова,

Солистка балета Ульяна Лопаткина, 2005 г.

 

Прима-балерина Светлана Захарова, 2006 г.

Анастасия Колегова, Жанна Аюпова, Рудольф Нуреев, Николай Цискаридзе, Кристина Махвиладзе, Ирина Перрен, Ирина Кошелева, Оксана Кучерук, Нелли Карим,

Нелли Карим, «Шахерезада», 2003 г.
О.Кучерук в роли Китри, балет «Дон Кихот», 2005 г.

Виктория Брилева, Наталья Поворознюк, Елена Кузьмина, Александра Дементьева, Екатерина Борченко, Фарух Рузиматов, Евгения Образцова, Ксения Фотеева, Ильмира Багаудинова, Мария Петухова, Элеонора Севенард, Ольга Павлова, Алла Леонтьева, Ульяна Кузьмина, Аяка Накогоми, Влада Бородулина, Анастасия Шелепанова и многие другие. Это — титульный лист Русского балета, его империи.

Развивая балетную тему, Василий Братанюк выходит на магистральную в своем творчестве. Она посвящена роли русской культуры и ее месте во всемирном наследии. Так появляются портреты крупных деятелей отечественной культуры – уже упомянутых артистов балета, балетного хореографа И.Д.Бельского, лучших учеников академии балета А.Я. Вагановой. В том же контексте В.Братанюк создает портреты выдающихся людей, связывавших своими судьбами два мира, две России, две эпохи, два века — XIX и XX – это академик Дмитрий Лихачев и большой друг нашей страны — барон Эдуард Фальц-Фейн, последний паж Российской империи Михаил Вальберг, председатель Общества российских кадетских корпусов во Франции Андрей Шмеман и другие. Закономерен тот факт, что в 2018 г. Василий Братанюк стал кавалером ордена Карла Фаберже за серию картин о балете.

Вместе с тем галерея ярких представителей отечественной и зарубежной науки и культуры характеризует зрелость мастера в передаче не портретного сходства только, но внутреннего мира, линии судьбы, отпечатка пережитых драм и трагедий в служении большому делу, делу всей жизни, своему предназначению. Речь идет о портретах Э.С.Юсупова и Б.А. Йордана, архитектора А.Н.Полухиной-Свининой, академиков и профессоров Академии Художеств О.А.Еремеева, А.А.Мыльникова, Ю.М.Непринцева, В.А.Ветрогонского, В.В. Пименова. Выдающихся музыкантов — скрипача Петра Фаркаса, (Лос-Анджелес), пианиста Ян Ван Эйна (Голландия), а также – Б.Гаврилишина (Глава Международного института по менеджменту), В.Ф.Пустарнакова (коллекционер русской живописи), скульптора А.Чаркина, герцога Н.А. Фон-Лейхтенбергского де Богарне, актера Н.С. Мартона (Александринский театр), народных артистов России — Н.В. Мордюковой, В.В.Тихонова, В.С.Ланового, Т.Н.Лебединской (профессор, писатель, журналист). Святейшего Патриарха Алексия II, старца-отца Николая Гурьянова, о.Евстафия (Старая Ладога), о.Василия Ермакова. В этой связи художник воплощает цикл картин «По святым местам», а также — серию полотен на тему «Царская семья Романовых».

Фарук Рузиматов и Ульяна Лопаткина в балете Шахерезада

Балетная тема в творчестве Василия Братанюка многогранна и кажется бесконечной. Особенность её заключается в том, что художник смотрит на балет не только из зрительного зала. Несомненно, он любуется эстетикой

русского балета и переносит всю его красоту на полотна. Но не менее важна для него и оборотная «сторона медали», там, как правило, обитают сакральные смыслы. Их не преподают на уроках и репетициях, их постигает каждый через пот и кровь, поломанные ноги и суставы, натянутые нервы и постоянное превозмогание самого себя. Можно было бы назвать «балетные» картины В.Братанюка летописью отечественного балета, если бы в них не было авторского осмысления, глубинной проработки каждого аспекта жизни танцовщиц.

Понаблюдаем вместе с художником за юными последователями Терпсихоры в гримёрке — перед спектаклем и после него – это психологическое различие состояний артиста художник передает мастерски. Именно оно расскажет о личности в балете более даже, чем сыгранный, станцованный спектакль. В юной девочке, стоящей у станка в классе опытный взгляд художника уловит будущее дарование, а следя за процессом освобождения ног от пуант ученицы старших классов, подчеркнет потенциал нераскрывшейся пока до конца грации.

«До» (Элеонора Севенард)
«После» (Анастасия Колегова)

Тонко передает Василий Братанюк эмоциональное состояние своих героинь. Оно выражено не столько в мимике лица, сколько в позе, в жесте, в изломе рук, запястьях, стопе, а также – в случайном, на первый взгляд, сопутствующем антураже. То ли это – скрипка со смычком, заколка-цветок, ленты, шляпка, зеркало. Кстати зеркало – это отдельная тема, разрабатываемая В.Братанюком. Балерина и зеркало. Оно сопровождает её с первых шагов служения балету и до конца дней. Тема зеркала читается художником многоуровнево – зеркало может подчеркнуть роскошь наряда танцовщицы, блеснув позолотой вычурной рамы; зеркало может быть единственным свидетелем тайных слез или восхищений, которые необходимо скрыть от посторонних глаз; зеркало может быть другом, чья «спина» надежна, как стена – недаром на картинах В.Братанюка многие девушки доверчиво сидят спиной к зеркалу; зеркало скажет правду в большом и в малом, а потом вдруг распахнет пространство репетиционного зала, приумножив свет и пообещав высокий полёт.

В репетиционном зале народная артистка России Л. Кунакова, И. Кошелева и Анастасия Шелипанова, ученица Академии Русского балета им. А. Я. Ваганово
В репетиционном зале народная артистка России Л. Кунакова, И. Кошелева и Анастасия Шелипанова, ученица Академии Русского балета им. А. Я. Ваганово

 

Ирина Адилова, артистка Мариинского театра 2017 г.
Татьяна Савченко, юная танцовщица, 2011 г.

А как любуется художник балеринами, переживающими действо, происходящее на сцене, из-за кулис. В.Братанюк мог бы выделить отдельный цикл балетной темы, назвав его, например, «В кулисах».

Ксения Улитина. В кулисах Мариинского театра, «Оживленный сад», 2009 г.

 

Безусловным достоинством картин Василия Братанюка является свет.

Он властвует мягко, исподволь диктуя центр композиции, основную мысль художника, акцентирующего внимание зрителя на главном, к чему мы так или иначе придем, но не наскоком, а в размышлении, в созерцании прекрасного мгновения. Удивительный феномен – все балетные сюжеты написаны художником в основном в замкнутом пространстве – сцена, репетиции, антракты, гримерная, но практически нигде вы не найдете источника света, хотя свет пронизывает ткань каждой картины. Следуя за игрой освещения, его акцентами и переливами, можно узнать о сюжете картины много больше, чем выявлено с очевидностью. Так между строк мы читаем хорошие книги. Иной раз В.Братанюк персонифицирует через своих героинь душевные состояния – радость, боль, отчаяние, дерзость, одиночество. Картины балетного цикла не были бы столь многосложны, насыщенны смыслами, если бы художник замкнулся на этой «театральной» теме. Но его волнуют вопросы духовные, о чем уже упоминалось в начале статьи. Святые места, истоки духовности, сила монастырской молитвы, старчество на Руси, люди — носители высокого духа. Отсюда и темы, и смыслы, и творческие откровения. Как родники бьют из-под земли, питая чистыми водами огромное пространство России, так в искусстве Василия Братанюка бьется эстетическая мысль, направляя мастерство художника к новым открытиям, новым замыслам, главная цель которых – возвышать человека, открывая ему самого себя через красоту, в данном случае — через красоту «Империи балета».

Солистка Екатерина Ефимова, 2004 г.

 

Анастасия, 1999 г.

Елена Студнева, публицист

1 комментарий.

  • Анатолий
    31.03.2019 15:42

    Великолепно. Я давно слежу за творчеством этог замечательного художника, посещаю его выставки и не перестаю восхищаться

Обсуждение закрыто.