В городе Тарусе

Представители общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур» побывали в гостях у своих друзей-журналистов в городе  Тарусе, что на Оке к югу от Москвы. Городок известный каждому русскому сердцу – здесь жили и творили, кто изначально, кто долгое время или наездами, литераторы, поэты, художники, музыканты, прославившие русскую культуру не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Маленькой провинциальной Тарусе выпала большая слава. Даже если вы никогда не были в этом поэтическом местечке на карте России, то наверняка слышали шуточную песенку на стихи Николая Заболоцкого:

«А кому сегодня плакать
в городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать, —
Девочке Марусе.

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!

Между тем, эти  самые гуси, которых уже не погоняет хворостиной девочка Маруся, стали «притчей во языцех» города Тарусы и разлетаются по стране в виде брошек, керамических и фарфоровых фигурок, акварельных и иных жанровых сценок на память о светлом пристанище творцов нашей необъятной Родины. Здесь даже есть дом отдыха со значащим названием «Серебяный век». Просторные улицы Тарусы стекаются ручейками к крутому берегу Оки, на котором нашлось место и площадям, и паркам, и пристаням, и пляжам, и белоснежным храмам, которые, как свечи стоят не один век по возвышенностям города.

Здесь жил Константин Паустовский, призывая своей негромкой и проникновенной прозой любить и беречь родную природу. Сколько раз спасала она его своим тихим дождем в ивняке за удочкой. Сколько тайн открывала ему в уединенном раздумье. Горожане отблагодарили писателя, увековечив его имя в памятнике на крутом берегу.

Здесь же в парке под рябинами стоит до боли одинокая и босая (в бронзе) Марина Цветаева. Кто-то заботливо высадил неподалеку рябиновую аллею, видимо, в память о поэтессе.

Красною кистью
рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
колоколов.
День был субботний –
Иоанн Богослов.

Сюда в Тарусу убегала от гудящей Москвы поэтесса Белла Ахмадулина. Здесь родилась её пронзительная проза о бабе Дюне. Одно из последних произведений, но и в прозе этой столько поэзии. Ахмадулина высечена в граните повзрослевшим одиноким подростком, застенчивым, устремленным ввысь. Вокруг играют дети, гуляют взрослые, фотографируются и читают незатейливый автограф на памятнике, как из школьной тетрадки – Белла Ахмадулина.

Современная Таруса приобрела новые черты, слегка выпрямившись  архитектурно, приосанившись, но при этом – не утратив своей неповторимой ласковости, чистоты, своеобразия. Память о защитниках Тарусы в годы Великой Отечественной войны хранит центральная площадь, где установлен обелиск в честь павших. Здесь умолкают голоса, и никто не пройдет равнодушно мимо. Кажется, это самая высокая точка в городе над обрывом реки. Здесь включается внутренний метроном, и всегда живые цветы — благодарность.

А у подножия Тарусы течет спокойная и широкая Ока, давая простор и моторным лодкам, и прогулочным теплоходам, и любителям поплавать. Хорошо в Тарусе, Господи Исусе!