Международная акция «Дети рисуют Победу!» Маленькие истории большой Победы

Представляю для участия в Международной акции работы своей дочери Смирновой Надежды, 13 лет, из заполярного города Нарьян-Мара. Надежда нарисовала свою прабабушку, Раису Семеновну Смирнову, которая родилась 19 сентября 1925 года в деревне Лабожское. И вот небольшая история о ее жизни в годы Великой Отечественной войны.

Росла Раиса Смирнова в многодетной семье, детей было 10, была самой старшей из девочек. Училась в Виске и закончила 7 классов. Когда началась война, ей было 16 лет. В 1942 году 1 сентября она поступила на курсы радисток в Вологде, курсы длились 10 месяцев. По окончании курсов, она вместе с подругой Агнюшей Марковой поехала сначала в поселок Индига. Приехали 2 монтажника из Москвы и установили приемники и рации, объяснили, как надо работать. Затем в 1943 Раису перевели на рыболовецкий участок Лудоватое Канино-Тиманского района (10 км. до Волонги), где проработала до 1946 года. Вскоре пришел приказ: один приемник законсервировать (опечатать), Агнюшу перевели на другое место. Осталась Раиса Смирнова одна работать на радиостанции. Жила в комнатке, разделенной на 2 половинки: в одной рация, приемник, а в другой — большая печь и кровать. Чтобы приемник работал, было необходимо заряжать аккумулятор — завести большой мотор, иногда он не заводился, приходилось разбирать, чистить, читать брошюру, искать причину, собирать обратно. «Была и мотористкой, и аккумуляторшей, и радисткой в одном лице», – говорит прабабушка. Была маленькая, худенькая, мотор большой и завести не всегда удавалось, поэтому на помощь приходили рыбаки. Прабабушка транслировала последние известия о войне, настраивала радио на московскую волну. Указ свыше: новости строго передавать только три раза: в 6 утра, в полдень, в 6 вечера (концерты и прочее транслировать запрещалось). Включала радио только на час – говорил Юрий Левитан, говорил отчетливо каждое слово, голос был грудной, до сих пор помнит его голос, больше не было таких дикторов. В 1945 году новость о Великой Победе моя прабабушка передала на своем участке, все слушали новость, затаив дыхание.

В Лудоватом был свой рыбообрабатывающий завод, она помогала рыбакам ловить рыбу, сама могла отремонтировать лодочный мотор. За день ей нужно было уложить рыбу (сельдь), затарив ее в 250-литровую бочку — разложить ровненько, затем технолог осматривал, записывал все в тетрадь учета, к качеству подходили строго — так как рыбу отправляли на фронт.

Прабабушка часто вспоминает эти годы, как было нелегко, «всяко пришлось, но так надо было, дело сделаю обязательно» — говорит она. В 1946 году она вернулась в Нарьян-Мар и стала работать на приёмном пункте от радиоузла в поселке Кармановка. В 1948 году она едет в отпуск домой в деревню Лабожское, но её отзывают и отправляют работать на Сингейский рыболовецкий участок. Но работать там её пришлось недолго, взяла отпуск по семейным обстоятельствам, заболела сильно мама, и надо было ухаживать за ней и младшими братьями и сестрами. В Лабожском она вышла замуж. Но это уже другая история.

Анастасия Смирнова